Основы делового общения

Основы делового общения 

Без знания тонкостей корпоративной этики невозможно получить высокооплачиваемую работу, заключить выгодную сделку. Поэтому понимать и применять на практике основы делового общения должен каждый, кто хочет продвинуться по карьерной лестнице.

На чем основывается деловое общение

Специфика делового общения заключается в четком следовании установленным стандартам. А именно:

  • соблюдаются строгие рамки этикета;
  • уважительное отношение ко всем участникам общения;
  • преследование личной выгоды;
  • деловое общение планируется заранее, ставится цель, прогнозируется результат;
  • отсутствует яркая эмоциональная окраска;

Успех делового общения зависит от коммуникативных навыков участников. Это грамотно поставленная речь, логичное изложение мыслей, отсутствие слов-паразитов в лексиконе. Общаясь с коллегами недопустимо использовать выражения вроде «ну», «блин», «короче», «типо». Вас не будут считать за серьезного человека.

Деловое общение основывается на принципах взаимоуважения и добропорядочности. Также полезно знать основы психологии, делового этикета.

Основы делового общения

деловое общение и его основы

Тренд последних лет – установление дружеских отношений в коллективе. Заржавевший этикет постепенно сходит на нет. Жесткая конкуренция уступает место командному сотрудничеству. Грамотные руководители активно применяют знание психологии в общении с подчиненными. Вы не добьетесь больших успехов в карьере не зная психологические и социальные основы делового общения.

Психологя в деловом общения

Невербальные сигналы (мимика, жесты) играют большую роль в деловом разговоре. Важно при общении с коллегами контролировать свое тело и лицо. Если вы будете смеяться, рассказывая о проблемах, вас не воспримут серьезно. А вот легкая улыбка практически обязательна при рукопожатии. Важную роль играет контекст, в котором вы задействуете эмоции и жестикуляцию. Подробнее о вербальном и невербальном деловом общении можно почитать в статье.

Неумение сдерживать гнев – серьезная проблема делового общения. Особенно часто всплывает в отношениях «начальник-подчиненный». Когда человек, почувствовав власть, начинает демонстрировать её при любом удобном случае. Такое поведение – кричащий признак непрофессионализма.

Нравственные основы делового общения

Первый и главный принцип делового общения – порядочность. Т. е. неспособность совершить поступок, который нанесет вред собеседнику. Второй – честность, открытие всех карт сразу.

Часто люди скрывают нежелательные факты, чтобы добиться желаемого результата. Как показывает практика, лучше сразу открыть все карты. Это расположит к себе собеседника, т. к. он увидит, что вы честный человек и ничего не скрываете. Если вы решились солгать, помните, что рано или поздно правда всплывет наружу.

Также обязательно уважительно относится ко всем сотрудникам, клиентам. Вне зависимости от вашего личного мнения. Открытую неприязнь лучше не демонстрировать, если не хотите заработать плохую репутацию в коллективе.

Социальные основы делового общения

Когда продавец в магазине пытается навязать вам услугу, он считывает с вас информацию: ваше финансовое состояние, лояльность, заинтересованность. Чем выше все три пункта, тем больше шансов продать товар. На перспективных клиентов тратится больше времени, что итоге приводит к большей продуктивности. Итог: если вы будете распыляться и тратить время на ненужное общение, вы не достигнете желаемого результата.

Этика в деловом общения

Деловое общение с точки зрения этики основано на взаимоуважении и профессиональном подходе. Последнее проявляется не только в грамотной и вежливой речи, но и во внешнем виде, самоподаче. Если вы хотите добиться расположения коллег и начальства, вы должны соответствовать:

  • иметь опрятный внешний вид;
  • грамотно излагать мысли в письменном виде;
  • быть пунктуальным;
  • не болтать лишнего (не распространяться о личном, не обсуждать коллег и т.п.);

Тактические принципы делового общения

Чтобы найти подход к любому человеку, важно продумать стратегию общения с ним. Это включает в себя возможные риски, предполагаемый исход события, вариативность. Если сильно обобщить, все возможные стратегии сводятся к 2 параметрам: лояльность к собеседнику и ваша позиция (доминирующая, подчиняющая, общение на равных). В партнерских отношениях важно осознавать равный вклад всех участников в беседу, быть лояльным. Начальники используют доминирующую позицию, нейтральность к подчиненным. А когда директор отчитывает вашего коллегу за прогулы, он выбирает враждебную стратегию, запугивает увольнением, лишением премии и т. п.

Основы имиджелогии и делового общения

«Встречают по одежке, а провожают по уму»– народная мудрость.

Имиджелогия – наука об имидже, о его создании и изменении в лучшую сторону. Грамотное продумывание собственного имиджа решает исход собеседований и переговоров. Чтобы произвести хорошее впечатление, вы должны видом и словом показать свои профессиональные качества.

Сегодня чаще встречается понятие «имиджмейкинг». Создают не только имидж человека, а имидж компании, продукта и т. п. В это понятие входят как внешние, так и внутренние качества объекта.

Имидж – это эмоции, которые вы вызываете у людей своей персоной: от уважения до неприязни и антипатии. Значительную роль при этом играет опрятность и стиль. Вы можете одеваться в вещи из секонд-хенда, но главное, чтобы они были стильно и в тему подобраны и идеально выглажены.

Например, приходите вы на встречу с деловым партнером. Проспали, собирались впопыхах. Рубашка, хоть и люксового бренда, помята. Какое первое впечатление вы произведете? Правильно, неряшливого и безответственного человека.

Важную роль играет соответствие вашего стиля и вашей личности. Если вы человек творческой профессии – это может проявляться в одежде. Интересным шарфом, необычным пиджаком. Обычным офисным клеркам лучше соблюдать более строгий дресс-код.

Summary
Основы и принципы делового общения, их практическая значимость
Article Name
Основы и принципы делового общения, их практическая значимость
Description
Фундамент делового общения. Психологические, социальные, нравственные и этические основы делового общения. Тактические модели поведения.
Author