Способность мыслить логически – главная особенность человека как отдельного разумного вида. Мы наблюдаем картину, как большинство людей отказываются пользоваться данным умением, не желая развивать его в себе. Порой человек идёт на нелепые поступки, которые ни он сам, ни другие объяснить не смогут. В подобных казусах личность руководствуется не логикой, а чувствами, непонятными мотивами, стереотипами. Проблема недостаточной логической развитости человека связана с его нежеланием тренировать мыслительную деятельность. Взрослому сложнее перестроить свою систему мышления. Значительно легче это удастся ещё не сформированной личности. Родитель обязан предпринять меры, чтобы повысить логическое мышление ребенка. Давайте разберёмся, как.
Оглавление
Зачем развивать логику ребёнку?
Процесс формирования личности условно делят на несколько этапов. Один из них — фундаментальный – детский возраст. Именно в этот период закладываются зачатки личностных качеств. Сюда можно отнести мыслительную деятельность.
Стоит ли описывать важность развития логического мышления детей на этапе дошкольного воспитания? Да, стоит. Нетренированному дошкольнику сложнее приспосабливаться к роли ученика первого класса. Ему труднее осваивать новый материал. Решение элементарных упражнений становится процессом, отнимающим много времени и сил. Возникает открытая ненависть к учёбе, которая продолжится до окончания старших классов. Логическое мышление детей дошкольного возраста – работа, которую обязан выполнить каждый родитель.
Когда закладывается логическое мышление?
Логика проявляет начальную форму, когда малыш учится говорить. В этот момент его мозг активно задействует ресурсы в словесное построение. На шестой год личность достигает максимального уровня словесно-логической развитости. Логическое мышление ребенка знакомится с анализом, синтезом, классификацией. Он проявляет минимальные основы индукции, дедукции. 6-летний возраст – тот период, когда малыш засыпает родителей надоедливыми вопросами «Что? Как? Почему?». Логическое мышление для детей 6 лет – этап резкого перехода мыслительных способностей на новый период – дошкольного возраста.
Способы развития логического мышления детей
Одна из особенностей логики – «приобретённое, а не врождённое». Она означает, что человек с рождения наделяется всеми талантами. Вопрос в том, как он его приобретает в процессе роста. Непосредственную помощь в развитии качеств оказывает родительская поддержка. Подчеркнём: поддержка, а не надзор и опекунство.
Как развить логическое мышление детей дошкольного возраста? Начинать стоит с того, что ребёнок — личность: уникальная, творческая, развивающаяся. Она способна рассуждать, мыслить, отстаивать правоту. Лучшее участие родителя – научить находить логичные аргументы.
Формирование мыслительных способностей – процесс многостадийный и быстротечный. Каждая стадия характеризуется своими особенностями. На каждый этап воздействует ряд факторов, определяющих течение процесса. Давайте разберем особенности развития логического мышления детей школьного возраста.
Особенности развития логического мышления детей в 1 классе
Начинающий школьник, пройдя ясельный и дошкольный периоды, считается личностью, способной к впитыванию новой информации. Он достиг максимума словесно-образного мышления. Пропадают детские дефекты членораздельной речи. Наращивается конструкция предложений. Задействуются знания, полученные не только в домашних условиях. Первоклассник тараторит без остановки, рассказывая всё, что ему показалось интересным. Задача родителя сводится к наработке операций по отсеиванию лишней информации и сортировке нужной.
Логическое мышление школьников знакомо с причинно-следственным механизмом, эффектом последовательных действий, индукцией. Детский мозг способен разложить сложное целое на составляющие. Может объяснить их функциональное назначение. Ответить на вопросы о природе некоторых явлений.
Задачи на логическое мышление для 1 класса
Семилетний возраст – переходный период, когда ребёнок встаёт на новый этап взросления. Он прощается с детскими куклами и машинками, заменяя их букварями и книжками. Школьник начинает грызть гранит наук. Но игры с яркими картинками по-прежнему приносят ему неистовое удовольствие. Задачи родителя – совместить приятное с полезным. Отлично подойдут игры, развивающие логическое мышление
«Лишний предмет». Из четырёх представленных картинок с известными вещами участник выбирает лишний. При этом ребёнок должен наглядно обосновать, почему этот предмет исключен из перечня
«Найди тень предмета». Игроку показывают цветное изображение в течение нескольких секунд. Затем просят выбрать предполагаемую тень из трех предложенных
«Соедини пары». Можно ли развить логическое мышление с помощью фруктов? Да, можно. Но не путём потребления. С помощью нахождения их разрезанной пары. Даются картинки с изображениями полноценных фруктов и овощей. Снизу – их разрезанные дольки. Задача ребёнка – установить связь между целым и составляющим
«Математика». Даются три-четыре картинки. Каждая отличается разным количеством составляющих элементов. Цель участника – правильно соотнести количество с цифрами снизу.
Особенности развития логического мышления во 2 классе
Ознакомившись с азами букваря, вычислительных операций, 8-летний школьник – уже не то дитя из детского сада. Он понимает, что кукольно-игрушечный период прошёл. Ему интересно рассказать о полученных знаниях всем – родителям, друзьям, взрослым. Цель такой всеобщей информированности – получить положительный отзыв за старания, оказанные им в последний год.
Задача родителя – продолжить развивать словесно-логическое мышление. Ребёнок, рассказывая об алфавите или таблице умножения, должен понять, почему необходима ему данная информация. После выслушанного мама или папа хвалят своё чадо, попутно спрашивая: «Как думаешь, зачем тебе это надо знать?». Не важно, ответит ли школьник правильно. Важно его логическое мышление в этот момент – умение строить причинно-следственную связь и находить последовательность действий.
Задачи на логическое мышление для 2 класса
Во 2 классе ребёнок знает больше цифр. Наизусть выучил алфавит. Родителю стоит задуматься, как развить логическое мышление младших школьников с помощью имеющихся знаний:
«Числовые закономерности». Приводится ряд цифр, уменьшающихся или увеличивающихся в определённой последовательности. Игроку необходимо выяснить зависимость, продолжив ряд.
«Множества». Индукция способствует познавательному развитию в младшей группе. На основании приведённых элементов участник устанавливает их общую, принципиальную схожесть
«Симметрия». Отличный помощник в формировании абстрактно-логического мышления ребёнка. В этой игре нужно симметрично достроить картину, у которой изображена лишь половина
Особенности развития логического мышления для 3 класса
В этом возрасте ученик сталкивается с новыми дисциплинами – иностранный язык, труды, природоведение. Ему знакомы английский алфавит, несложные переводы, представители животных. Особенность третьего класса – резкий поток информации, которую ребёнок может счесть ненужной. Отличный способ поднятия логики – научиться применять полученные знания на практике.
Задачи на логическое мышление для 3 класса
Сейчас можно отбросить игры с яркими с рисунками. Доносить упражнения в текстовом виде или на слух. Верный способ развития логического мышления – тренировка памяти. Родитель, узнав о пройденных темах на сегодняшних уроках, даёт задачи по данной тематике.
После урока английского – пройдите вместе с чадом тест на знание цветов красок
После природоведения – выявите различия между похожими животными и растениями
После трудов – наглядно покажите важность строительных инструментов или кухонных приборов
Особенности развития логического мышления для 4 класса
Анализ, синтез, классификация, дедукция, индукция – всем этим ребёнок владеет в совершенстве. Логическое мышление младших школьников готовится к переходу на более высокий уровень. Десятилетний человек переходит к конкретным операциям как с самим предметом, так и опосредованно. Деятельность мозга включает анализ последовательных действий. Ребёнок может проанализировать свой поступок. Осмысленно предугадать исход с помощью последовательной цепочки.
Задачи на логическое мышление для 4 класса
Ничто не развивает логическое мышление ребенка лучше, чем математика. Приведем пример задачи:
Ребята измеряли шагами длину игровой площадки. У Лизы получилось 25 шагов, у Полины – 27, у Максима – 22, а у Юры – 24.
У кого из ребят самый короткий шаг? – У Полины
Но не всегда математика будет уместной. Бывают задачи, в которых она создаёт лишний труд. Хотя отгадка лежит на поверхности. Приведём такую:
Что можно узнать, данным произведением 60 х 60 х 24 х 7? – четвероклассник воспользуется черновиком для подсчета столбиком. Ответ: количество секунда в неделю (на самом деле считать не обязательно, важно понять, о чем речь)
Топ 10 упражнений, которые развивают логическое мышление ребенка
Расскажем о десяти необычных упражнениях, полезных не только малышу, но и родителям.
Соединяем несоединяемое. Особенность игры – объединить две несовместимые вещи и прийти к одному общему признаку. Чем похожи стакан и танк? Корова и мяч? На первый взгляд, ничем. Но если длительно рассуждать, можно прийти к общему выводу
Ребусы. Куда же без них? Зная названия трех рисунков, ребёнок получает одно слово. Отлично подходит для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста. Игра тренирует анализ и приносит удовольствие от процесса
Словоразборка. Упражнение акцентирует на слуховой анализ. Можно выполнять не на бумаге. Называете любое длинное слово. Игрок разбирает его на более короткие.
Анаграммы. Это приём перестановки букв слова с получением нового. Сделайте из «пилы» «липу». Из «куста» — «стук». «лето-тело». Логическое мышление ребенка готово на воображение.
Логические задачи. Регулярное прорешивание математических задач – своеобразная гимнастика мышления. Познавательное развитие в младшей группе начинается именно с «царицы наук»
Спичечные головоломки. Спички – детям не игрушка. А инструмент поднятия логики. Работа игрока – переставить спички так, чтобы получилась другая фигура. Можно усложнить задачу, задав определённый лимит операций по перекладыванию.
Правда и ложь. Отличный помощник в обучении и тренировке памяти. Покажите три рисунка с разными животными, предложив запомнить их. Уберите. Задавайте вопросы, на которые ребёнок может отвечать «правда» либо «ложь», опираясь на свою память
Формулировка инструкции. Вы знаете, как пользоваться парацетамолом? Если нет, то узнаете из инструкции, приложенной производителем. А пультом? Носками? Шапкой? Озадачьте своё чадо по написанию инструкции по их применению.
Составляем рассказ. Развиваем логическое мышление детей 6-7 лет с помощью набора словосочетаний. Родитель задаёт перечень слов. Ребёнок строит небольшой рассказ, используя каждое слово из перечня.
Строим предложения правильно. Разбрасываем слова в разной форме и падежах в кучу. Задача школьника- построить верно предложения, используя разбросанное вами.
Как развить логику и мышление у подростка?
С одной стороны, подростковый период – незабываемая пора первого поцелуя и всплеска гормонов. С другой, время кардинальной перестройки личности. Используя фундамент детского воспитания, личность формирует окончательные черты. Подросток – неуправляем, труднообучаем. С ним не получится сыграть в игры, развивающие логическое мышление.
Лучшая помощь родителя тинейджеру – направить его энергию в нужное русло. Отличный способ – спортивные секции. Здесь подойдут шахматы. В этой игре подросток развивает последовательность действий до уровня взрослого человека.
Другой вариант – творчество. Отдайте своего ребёнка на кружок пения, живописи, танцев. Художники, танцоры имеют хорошо развитое абстрактно-логическое мышление. Кто знает, вдруг мир увидит будущего Айвазовского или Шаляпина.
Как бы ни старались родители, но большую роль играет школа. Система образования старших классов уделяет внимание повышению логики и мышления. Литературное чтение, пересказы произведений, сочинения – всё это изучается с одной целью: повышение словарного запаса и развитие словесно-логического мышления ребёнка.
Заключение
Логическое мышление – форма мыслительной деятельности личности. Заключается в анализе и синтезе известной информации. Руководствуясь логикой, человек приходит к рассудительному и обоснованному решению.
Это не врождённое, а приобретённое качество. Она даётся всем, но не каждый развивает его в себе. Лучший период для развития логического мышления – детский возраст. Важную помощь на данном этапе оказывают родители и школа. Получив полноценную тренировку мыслительной деятельности, ребёнок обеспечивает себе эмоциональное и финансовое благополучие.