Конфликты в деловом общении возникают из-за нарушения деловой этики и столкновения интересов. В деловом общении важно уметь договариваться с руководством, сотрудниками, партнерами, коллегами. Ведь каждый из них вступает в процесс коммуникации в определенном социальном статусе.
Оглавление
Конфликты в деловом общении и причины их возникновения
Конфликтные ситуации в деловом общении позволяют:
- Обозначить острую проблему.
- Повысить качество решений.
- Улучшить навыки межличностного взаимодействия.
- Закалить нервную систему и характер.
- Познать себя.
Предпосылками возникновения конфликтов в процессе делового общения являются:
- Столкновение разных точек зрения на одну и ту же проблему.
- Непонимание собеседника.
Поэтому конфликтология выделяет следующие причины конфликтов:
- Уровень образования и интеллекта.
- Финансовая ситуация человека.
- Права и обязанности сотрудников.
- Сложные трудовые условия.
- Неразвитые коммуникативные умения и навыки.
Психология делового общения и управление конфликтами предлагает поддерживать разговор на языке собеседника:
- Используйте в разговоре такие слова, как: «вы», «ваш», «простите», «пожалуйста», «благодарю».
- Говорите простыми словами. Короткие слова употребляются чаще. И запоминаются лучше.
- Избегайте запретных тем. Вопросы религии, национальности, политики, экономики, здоровья могут послужить причиной конфликта.
- Исключите из своей речи жаргон, сленг, бранные слова.
- Говорите то, что думаете.
- Делайте то, что говорите.
Такие нехитрые правила позволят вам эффективно выстроить деловой разговор и избежать спора на работе.
Помните, что влияние конфликтов на результат труда и деловое общение в коллективе огромно. Ведь конфликт в производственном коллективе вызывает психологический дискомфорт. Способствует низкой производительности труда. Важно вовремя разрешить спорную ситуацию. Для этого изучите виды конфликтов.
Классификация и виды конфликтов
В деловом общении все конфликты можно объединить в четыре группы:
- Реальный конфликт. Вызван желанием человека получить конкретный результат.
- Эмоциональный конфликт. Встречается в деловом общении редко. Такое поведение связано с негативной установкой человека. Здесь важно проявить спокойствие. Покажите собеседнику, что он может достичь цели без лишних эмоций.
- Деструктивный конфликт. Не ведет к решению поставленной задачи. Может навсегда разрушить отношения. В решении могут помочь третьи лица.
- Конструктивный конфликт. Приводит к обоюдному решению. Является толчком к развитию компании.
Для решения любого конфликта используют следующие методы:
- Соперничество.
- Компромисс.
- Уход.
- Приспособление.
- Сотрудничество.
Посмотрите на своего оппонента как на союзника. Тогда вы сможете конструктивно подойти к решению проблемы.
А чтобы конфликт был конструктивным, придерживайтесь таких способов разрешения конфликтов в деловом общении:
- Проявляйте авторитет. Начинайте свою речь с личного местоимения «Я».
- Будьте честны перед собой и окружающими. Назовите свою эмоцию: «рассержен», «сердит», «взволнован», «огорчен».
- Помните про интересы противоположной стороны.
- Не оскорбляйте.
- Опишите ваше восприятие поступка противоположной стороны конфликта.
Конфликтные ситуации являются неотъемлемой частью жизни человека. Но не позволяйте втягивать себя в деструктивный конфликт. Для этого важно знать пути разрешения конфликтов в деловом общении.
Преодоление конфликтов в деловом общении
Советуем применять в своей деятельности следующие способы разрешения конфликтов:
- Проявляйте сдержанность.
- Избегайте конфликтогенов. Недоверие, перебивание, подчеркивание социального статуса вызывают негативную реакцию партнера.
- Поставьте себя на место собеседника.
- Не отвечайте агрессией на агрессию. Конструктивного результата не будет.
- Покажите уважительное отношение к собеседнику улыбкой, добрым словом, поддержкой.
Данные способы регулируют поведение в конфликтных ситуациях в деловом общении. Ведь люди по-разному ведут себя в конфликтных ситуациях.
Поэтому в психологии выделяют пять способов поведения в конфликтных ситуациях в деловом общении:
- Акула. Ориентирован на победу. Используется авторитарными людьми. Существует только одно правильное мнение – мое!
- Плюшевый мишка. Во всем уступает. Действует по принципу: «Давайте жить дружно». Использует все методы, чтобы избежать ссоры.
- Сова. Готовность к сотрудничеству.
- Черепаха. Уклоняется от проблемы. Действует по принципу: «Собака лает – караван идет».
- Лиса. Действует по принципу «Ты мне – я тебе». Стратегия компромисса.
Названные способы характеризуют тактику поведения человека в конфликте. Помните, что некоторые конфликты следует избегать. Не стоит вступать в спор с людьми в очереди в больнице или на почте. Эти конфликты отнимут у вас время и нервы.
А вот конфликты в деловом общении следует анализировать, определять их логику, управлять. Ведь избежать конфликтов в деловом общении невозможно. Конфликт – показатель развития организации. Но предотвратить возникновение, избежать или найти пути решения конфликта в деловом общении с помощью рассмотренных способов возможно.