В процессе деловых коммуникаций возникают разные противоречия — барьеры общения. Преодолеть их помогает комплекс правил – нормы делового общения. Эти нормы характеризуются употреблением определенной лексики, речевых оборотов и профессионализмов. Особенности такого делового общения регламентированы языковыми нормами.
Вот некоторые из них:
- Избегайте длинные слова и сложные предложения.
- Чаще используйте определенно-личные местоимения (я – мы, ты – вы).
- Используйте утвердительные высказывания.
- Откажитесь от сленга.
- Сочетайте утвердительные предложения с вопросительными.
- Предпочтение отдавайте открытым вопросам.
- Учитывайте лексическое значение употребляемых слов и их стилистическую принадлежность.
- Исключите из речи тавтологии.
Языковые нормы продиктованы стилем делового общения. Стили речи делового общения – это совокупность приемов и методов поведения. На формирование стиля влияют характер и деятельность человека, владение приемами делового общения, конкретная ситуация.
Существует несколько классификаций стилей речи делового общения. Обозначим следующие:
- Авторитарный. Диктат и тотальный контроль.
- Демократический. Совместный поиск решения проблем.
- Либеральный. Безответственность и невмешательство – признаки этого стиля.
Барьеры делового общения
Независимо от стиля, партнеры в процессе делового общения часто сталкиваются с трудностями во взаимопонимании. Источником недопонимания являются барьеры делового общения. Они могут быть:
- Коммуникативные.
- Психологические.
- Перцептивные.
- Барьеры восприятия и понимания.
Коммуникативные барьеры в деловом общении.
Коммуникативные барьеры в деловом общении – это неприятие человеком получаемой информации. Вот некоторые из них:
- Семантические обусловлены двояким пониманием одного и того же понятия.
- Логические связаны с нарушением причинно-следственной связи в изложении материала.
- Фонетический барьер в деловом общении возникает, когда дикция, скорость и темп речи отличаются от речевой ситуации.
- Стилистический. Барьер стилей в деловом общении возникает в результате использования языковых средств из разных стилей.
Психологические барьеры в деловом общении.
Психологические барьеры в деловом общении обусловлены психологическими особенностями партнеров.
Основные виды психологических барьеров:
- Эстетические связаны с особенностями восприятия внешности другого человека.
- Интеллектуальные обусловлены различием в мышлении, познавательных процессах.
- Этические характеризуются разными нравственными позициями.
- Мотивационные – противоположными целями собеседников.
Перцептивные барьеры делового общения
Перцептивные барьеры делового общения возникают из-за ошибочного восприятия информации.
Обозначим некоторые барьеры восприятия и понимания в деловом общении:
- Эстетический барьер обусловлен внешним видом человека и окружающей обстановки.
- Эмоциональный барьер связан с настроением партнера. Лучше перенести встречу, если обстановка накалена.
- Стереотипы восприятия человека (в очках – умный, толстый – больной, худой – здоровый).
- Эффект «ореола». Если человек нравится, то все его действия оправдываются. И наоборот.
- Проецирование. Судим людей по себе.
- Барьер установки связан с заранее сформировавшимся мнением о вас или вашем предприятии. Проявите терпение и продолжайте выполнять свои обязанности.
Преодоление барьеров делового общения
Все перечисленные барьеры взаимодействия в деловом общении можно и нужно преодолевать. Как же избавиться от психологических барьеров в деловом общении?
Соблюдайте простые правила:
- Помните, в состоянии стресса у человека преобладают эмоции. Остановитесь. Предложите свою информацию позже.
- Учитывайте мнение партнера, но защищайте свою позицию.
- Ищите альтернативу при столкновении полярных точек зрения.
- Проявите эмпатию. Встаньте на место своего партнера и подумайте, как бы поступили вы на его месте.
- Реально оценивайте ситуацию: сильно не радуйтесь успехам и долго не расстраивайтесь из-за неудач.
- Остановите беседу при появившихся раздражении или агрессии.
Методы преодоления барьеров в деловом общении помогают человеку адекватно реагировать на происходящее и правильно оценивать ситуацию.
Вот несколько способов преодоления коммуникативных барьеров делового общения:
- Будьте аккуратны и опрятны. Проверьте свой гардероб. Вещи должны подчеркивать достоинства вашей фигуры.
- Будьте вежливы с собеседником. Учитывайте возраст, пол, социальное положение. В соответствии с этим выбирайте лексику.
- Совершенствуйте свою речь. Она должна быть красивой и эффектной.
- Если не можете справиться с неловкостью, начните разговор первым. Предложите свою тему для беседы.
Данные рекомендации помогут увеличить эффективность делового общения. Ведь общение с разными людьми обогащает психологическую сферу человека, а значит помогает видеть за поступком слабости человека и проявлять сочувствие.