Деловое общение — это связь между людьми, в результате которой происходит влияние одной личности на другую. Это обмен деятельностью и опытом для достижения результата. По характеру и содержанию различают вербальное и невербальное общение. Оно осуществляется с помощью определенных средств: слов и невербальных знаков. Зная особенности данного вида общения, вы можете грамотно выстраивать взаимодействие с партнером.
Вербальное деловое общение
Вербальное деловое общение переводит любые коммуникативные средства на вербальный человеческий язык. Коммуникация связывает или разделяет людей в решении проблем, позволяет осуществлять согласованные действия. Однако для совместных действий недостаточно получения информации, необходимо непосредственное общение между партнерами. Вербальное деловое общение, в отличии от невербального, осуществляется в устной и письменной формах. Письменная форма общения рассчитана на зрительное восприятие и может редактироваться пишущим.
Устное общение не допускает переработки текста. Письменному тексту присущи более сложные языковые формы, устному высказыванию — более простые. Огромное значение в вербальном деловом общении отводится литературному языку, с присущими для него нормами, правилами употребления, ударением, произношением и стилистическим разнообразием. Вербальные средства делового общения помогают преодолевать логический, стилистический, семантический и фонетический барьеры в коммуникации. Широта интонаций, глубина оттенков паралингвистической информации, различные речевые средства, специфическая структура характеризуют вербальную коммуникацию в деловом общении как одну из наиболее интересных сфер человеческой деятельности.
Невербальное деловое общение
Невербальное деловое общение – это та область знаний, которая при правильном использовании помогает достичь определенных высот в профессиональной деятельности. Невербальные средства делового общения оказывают необходимое влияние на партнера и его подсознание. Они заменяют, дублируют, дополняют и усиливают смысл ваших слов. Восприятие информации – это целостный процесс, применение в рамках которого невербальных средств делает его уникальным.
В научной литературе существует несколько классификаций невербальных средств делового общения. Их можно объединить в следующие группы:
- паралингвистические (интонация, пауза, дыхание, темп, ритмика, тональность, мелодика, логическое ударение);
- кинетические (выражение лица, мимика, жестикуляция, позы, визуальная коммуникация, движение глаз, взгляды)
- экстралингвистические (стук, смех, шум);
- проксемические (пространственное расположение партнеров по общению).
Невербальная коммуникация в деловом общении позволяет преодолевать трудности, извлекать и контролировать полученные сведения. При этом надо помнить, что невербальные особенности делового общения повышают уровень доверия со стороны партнера и помогают грамотно добиться желаемого результата.
Итак, вербальное и невербальное деловое общение — мощный источник информации о партнере, которая позволяет целенаправленно и целесообразно организовать коммуникацию, взаимодействовать друг с другом и управлять своим поведением.