Психология убеждения – это, в первую очередь, убедительная речь. Не зря древнегреческие мудрецы уделяли львиную долю времени ораторскому мастерству. Умея четко излагать свои мысли, вы добьетесь желаемого результата в любой деятельности. Как сделать речь грамотной и красивой – расскажем в статье.
Оглавление
Убедительная речь
Искусство риторики зародилось в Древней Греции. Тогда искусство убеждать было фактором выживания: обвиняемый на суде вынужден был защищать себя сам. Греки нанимали дорогостоящих репетиторов, чтоб познать тонкости софистики. Сегодня в этом нет необходимости. Благодаря интернету, мы можем узнать сами, как сделать речь грамотной и красивой.
Зачем развивать речь
Речь – основной способ коммуникации между людьми. При помощи слов мы решаем насущные проблемы и конфликты. Человек с красивой речью может заболтать любого. Преимущества, которые дает нам убедительная речь:
- быстрое продвижение по карьерной лестнице;
- гармония на работе и в семье;
- привлекательность в глазах окружающих;
- повышенные способности к предпринимательству, возможность успешно основать бизнес;
- уверенность в своих силах, стрессоустойчивость;
Тонкости убедительной речи
Убедительная речь – это, в первую очередь, аргументированные доводы. Часто люди прибегают к ложным аргументам. Они приводят собеседника в замешательство, унижают его и подрывают его авторитет. Если человек действует не по своей воле, а под давлением или принуждением, это не приведет к хорошему результату в долгосрочной перспективе.
5 ошибочных доводов, которые оттолкнут оппонента
В деловых и межличностных отношениях нечестные уловки кажутся хорошей идеей. Но только на первый взгляд. О том, как врать убедительно расскажем немного позже. Сперва ознакомьтесь с основными логическими ошибками и способами их избежать.
Апеллирование к ложной авторитетности
«Авторитетный человек поступал так же. Значит, и мы должны так делать».
Логическая ошибка – приводить в пример человека, некомпетентного в области спора. Например, бабушки заставляют внуков есть на завтрак овсянку, при этом говорят:
«Овсянку каждое утро ест королева Великобритании на завтрак. И ты будешь есть».
Разве королева Великобритании – специалист диетологии? Было бы уместнее рассказать ребенку о полезных свойствах каши, помочь ему увидеть выгоду:
«Каша очень полезна и питательна, помогает организму стать лучше. Будешь кушать кашу – станешь самым сильным среди ребят» – пример правильного довода.
Ложная причина
Не всегда удается правильно установить причинно-следственную связь. Неправильно, когда ложная причина фигурирует в качестве довода.
«У тебя ничего не получается, потому что ты недостаточно стараешься! Работай усерднее!»
Вместо этого лучше сказать:
«Давай вместе поразмыслим, почему проект провалился. Так мы избежим провала в будущем».
А ты на себя посмотри!
Эта логическая ошибка часто выскакивает в неформальном общении. Вот пример:
– Ты не умеешь считать деньги и покупаешь всякую ерунду!
– А ты – жадина!
Вместо обоюдных обвинений лучше было ответить так:
«В этом месяце я купил необходимые вещи для семьи: (перечисление). Пойдем со мной за покупками, и ты увидишь, насколько выросли цены в магазине».
Обращение к большинству
«Так считают все наши коллеги. Вы что, держите нас за дураков?»
Когда-то люди верили, что плоскую землю держат киты. От всеобщей веры утверждение не становилось правдой. Толпа заблуждается и заблуждается часто. Вместо этого, скажите:
«Я уважаю ваше мнение. Давайте устроим совещание, чтоб вы могли аргументировать свою точку зрения, а я высказал свою. Примем решение путем голосования».
Переход на личности
«Твоя точка зрения не заслуживает внимания, потому что ты не учился в университете».
Подтекст: «Ты недостаточно умен и образован, чтоб выдвигать своё жалкое мнение». Инициативность показывает неравнодушие человека, это надо поощрять, а не губить. Любое мнение заслуживает внимания. Правильно говорить так:
«Да, тут я с тобой согласен. Но вот здесь ты не прав, потому что…».
Всегда подкрепляйте свои доводы фактами. Так ваша речь будет казаться более убедительной
Убедительная речь и стоп-слова
Сведение стоп-слов к минимуму добавит решительности, вызовет доверие. Как говорить уверенно и убедительно, избегая запрещенных слов:
- Вместо «но», «и всё же», говорите «и».
- Вместо «нет» – «не сейчас», «не в таком виде», «не так».
- Забудьте слова «просто» и «только». Замените «это просто идея», выражением «моя инициатива». Не обесценивайте свои мысли.
- Вместо «нужно» и «надо» указывайте четкие сроки. Используйте слово «важно», «главное».
- Не говорите «вы должны». Лучше использовать «я рекомендую вам», «лучше сделайте».
Запомните: не отрицайте всё. Если хотите, чтоб было по-вашему, сначала похвалите человека за усердие, идею и т. п. После вносите свои коррективы.
Главное правило убеждения
Вся суть убеждения сводится к одному: вам нужно показать человеку, что ваше предложение ему выгодно. Если вы сможете в красках расписать выгоду для собеседника, считайте успех в ваших руках.
Дело усложняется, когда вы хотите убедить собеседника в убыточном или невыгодном предложении. Тогда в ход идет психология внушения и убеждения. Подробнее о воздействии на собеседника можно почитать в статье «Психологическое воздействие»
Убедительная речь: как соврать так, чтоб собеседник не заметил
Убедительность речи ложь не красит, если её много. Лучше сделать акцент на правде и опустить неприятные подробности. Но иногда это необходимо. Что эффективно соврать, вам нужно поверить в собственную ложь, стать ее частью.
- Следите за жестами. Стойте в открытой позе, смотрите собеседнику прямо в глаза. Лучше потренируйтесь перед зеркалом. Помните – вы не врете.
- Продумайте все до детальных мелочей.
- Отрицайте всё. Железобетонные доказательства против вас не работают. Вы же говорите правду, забыли?
- Не оправдывайтесь.
- Не извиняйтесь и не унижайтесь.
Вам отказали? Вашу ложь посчитали слишком наигранной? Развернулись и ушли. Собеседник ждет того момента, пока вы начнете умолять его: тогда он займет доминирующую позицию. Если вы резко уйдете, не вступая в словесные стычки, ваши шансы на победу возрастут.
Важные мелочи, гарантирующие успех
Следите за невербальными сигналами собеседника, указывающими на готовность пойти навстречу:
- кивки головой;
- корпус наклонен вперед;
- словесные подтверждения (да-да, конечно, замечательно);
- внимательно следит за ходом разговора, за вашими жестами;
- не возражает, слушает;
Если ваш оппонент выражает большинство из этих сигналов – он готов с вами согласиться.
А вот эти сигналы свидетельствуют о неодобрении собеседника:
- скрещенные руки на груди, закрытая поза;
- опущенная голова, немигающий взгляд;
- отвлечение от разговора (ушел перебирать бумаги, теребит что-то в руках, хочет уйти);
- прикосновение к себе;
Когда человек находится в закрытой позе, дайте ему что-то в руки, отвлеките внимание на себя. Покажите ему документ, график, презентацию. Поделитесь шоколадкой – это расположит к себе. После этого приступаем к плану, как говорить убедительно и красиво.
Убеждай и воздействуй
Если собеседник не настроен положительно, вам нужно переманить его на свою сторону. Психология влияния и убедительная речь предлагают нам несколько уловок, чтоб быстрее расположить человека к себе.
Как быть убедительным на переговорах:
- Создайте неформальную обстановку. Предложите оппоненту чашечку чая или кофе. За свой или счет фирмы, разумеется (особенно, если это потенциальный клиент). Он расслабится, расположится к вам.
- Будьте кратким. Уложите свою главную мысль в 30 секунд или 1 минуту.
- Сохраняйте спокойствие. Даже если собеседник неправ, ваше хладнокровие – залог успеха.
- Будьте опрятны. Больше доверия вызывает аккуратный и щепетильный человек, чем неряха.
Как сделать речь четкой и внятной
Немаловажную роль играет дикция человека. Правильная дикция редко бывает врожденной, поэтому её нужно тренировать:
- готовьте речи на разные темы, проговаривайте перед зеркалом;
- читайте больше научных работ, пополняйте словарный запас;
- каждый день проговаривайте скороговорки;
- избегайте слов-паразитов;
- научитесь не глотать слова;
Убедительный человек – человек, владеющий языковыми навыками на 100%.
Полезная литература о психологии убеждения
Для закрепления материала, мы советуем вам почитать литературу по психологии влияния на досуге. Список хороших книг:
- Психология убеждения. 50 доказанных способов быть убедительным (Ноа Гольдштейн, Роберт Чалдини).
- Психология убеждения. Главные секреты влияния на людей (Роб Юнг).
- Легкий способ перестать откладывать дела на потом (Нейл Фьоре).
Помните, что убедительная речь – залог успеха в семье и на работе. Домохозяйке, бизнесмену, офисному клерку и даже фрилансеру навыки психологии внушения будут одинаково полезны.