Грамотное и эффективное взаимодействие с другими людьми в современном мире – неотъемлемая часть деловых коммуникаций. Само понятие делового общения связано с умением понять собеседника и аргументированно убедить его в своей позиции. От этого зависит достижение высоких результатов не только менеджеров, но и всех, кто работает в коллективе.
Оглавление
Эффективное деловое общение. Его правила и методы
Каждому из нас в течение дня приходится общаться с людьми. Уровень образования, опыт и даже возраст человека влияют на результат коммуникации. Не всегда в положительную сторону. Чтобы достичь положительного результата во взаимодействии с окружающими, нужно обладать различными умениями и навыками эффективного общения.
Чем отличается эффективное деловое общение от неэффективного?
Эффективное деловое общение – это разумное сочетание уважения партнера и психологического воздействия на него. Критерием эффективности является подготовка к выступлению по правилу: продумать – записать – запомнить. Вот некоторые рекомендации:
- Запишите краткий план выступления.
- Выучите хорошо две части: вступление и концовку.
- В середине речи импровизируйте, отступайте от темы.
- Если употребляете сложные слова или словосочетания, выучите их наизусть.
Соблюдая эти рекомендации, вы научитесь уверенно выступать перед аудиторией. А вникнуть в идеи партнера поможет эффективное слушание в процессе делового общения. Что следует взять во внимание:
- Не перебивайте собеседника.
- Не смотрите в окно и на часы.
- Дайте ответить партнеру, если задали вопрос.
- Примите удобную позу и делайте записи по ходу беседы.
- Используйте уточняющие вопросы.
Все эти правила дополняют методы эффективного делового общения. На некоторые рекомендуем обратить внимание:
- Создание комфортной психологической атмосферы. Время, место для разговора.
- Структура общения. Говорите просто, не уходите от темы разговора.
- Речь. Четко проговаривайте слова. Слушайте внимательно партнера.
- Решение конфликтной ситуации. Выслушайте противоположную сторону спокойно. Позвольте уйти собеседнику, если сложно договориться. Обратите внимание на свои чувства в данной ситуации.
Все вышеперечисленное располагает к себе партнера и повышает эффективность деловых коммуникаций.
Повышение эффективности делового общения
Продуктивное сотрудничество – задача эффективного общения. Поэтому обратим внимание на следующие факторы повышения эффективности делового общения:
- Обращайтесь к собеседнику по имени отчеству. Самый приятный звук для человека – это его имя!
- Установите зрительный контакт. Забудьте о посторонних вещах.
- Только положительно отзывайтесь о коллегах.
- Говорите конкретно. Используйте факты, цифры, схемы.
- Побуждайте всех собеседников к выступлению. Последнее слово оставьте за собой.
- Используйте терминологию, понятную для партнера.
- Не вступайте в дискуссию, избегайте противоречий, используйте проверенные данные!
Конфликтные ситуации в деловом общении
Поэтому для снятия тревоги или напряжения человек прибегает к различным технологиям эффективной защиты. Выделим следующие:
- Проявите терпение.
- Дайте собеседнику исчерпать свои силы.
- Начните с неоспоримого факта.
- Покажите человеку, как он выглядит со стороны.
- Атакуйте вопросами. Отвечайте вопросом на вопрос. Вынуждайте партнера защищаться, оправдываться.
Чтобы не провоцировать конфликтные ситуации, полезно запомнить те невербальные формы, которые препятствуют деловому общению:
- Мимика. Блуждающий взгляд.
- Жесты. Чрезмерная жестикуляция.
- Позы. Закрытые позы.
Контролируйте свои невербальные знаки и следуйте основным правилам деловой беседы:
- Короткие предложения.
- Чередование громкости голоса каждые 2-3 минуты.
- Владение невербальными средствами воздействия.
- Элементы внушения: «После того, как я Вам расскажу, Вы без проблем подберете то, что Вам было необходимо» и др.
- Метод повторяющегося «Да». Чем чаще человек с вами соглашается, тем больше ему захочется говорить «Да».
Человек сможет четко выстроить процесс взаимодействия, если знает факторы, повышающие эффективность делового общения:
- Культура речи. Грамотная речь формирует у слушателя позитивный имидж говорящего.
- Коммуникативные навыки: умение убеждать, доказывать и аргументировать. Стройте свою речь в соответствии с матрицей: одна часть информации, пауза, вопрос собеседнику («Я понятно объясняю?»), потом следующая часть информации и так далее.
- Этикет. Правила делового этикета – вежливость, простота, достоинство, хорошее воспитание.
- Невербальные средства общения. Контролируйте жесты. Установите зрительный контакт. Наблюдайте за невербальным языком собеседника.
Перечисленные рекомендации помогут вам установить контакт и заинтересовать аудиторию. Правильно подать себя и удерживать внимание публики. Повысить уверенность в себе и достойно держаться в любой ситуации.