искусство делового общения

Искусство делового общения

Искусство делового общения заключается в умении человека эффективно взаимодействовать с людьми. Большое значение придается навыкам делового общения и умению устанавливать контакт.

Важные навыки делового межличностного общения:

  • Правильно начните разговор. Скажите добрые слова собеседнику. Поставьте себя на его место. Подумайте, что было бы вам интересно услышать на месте собеседника.
  • Продумайте систему вопросов. Используйте открытые вопросы (Что?, Кто?, Зачем? Как?). Активно задавайте вопросы для уточнения позиции партнера.
  • Адекватно реагируйте на замечания собеседника. Проявляйте спокойствие, терпение и уважение к партнеру. Подождите с ответом. Отвечайте кратко с акцентом на правильность позиции собеседника. На агрессивные замечания проявляйте больше такта.
  • Найдите различные способы помочь собеседнику высказать свою точку зрения и установить контакт.


Перечисленные навыки межличностного делового общения в сочетании с психологическими приемами помогают собеседнику в процессе коммуникации принять ваше мнение.

Приемы общения


Приемы установки контакта в деловом общении снимают напряжение в процессе общения. Они вызывают симпатию у собеседника и повышают эффективность беседы.

Рекомендуется использовать такие приемы:

  • Обращайтесь к человеку по имени – отчеству. Этикет не позволяет говорить о человеке в 3-ем лице (он, она) в его присутствии.
  • Будьте доброжелательны. Улыбайтесь. Позитивные эмоции формируют доверие к вам.
  • Проявите терпение к речи собеседника. По возможности не перебивайте.
  • Проявляйте интерес к личной жизни своих подчиненных.


Данные манипулятивные приемы в деловом общении очень важны при установлении контакта с людьми. Ведь визуальный контакт в деловом общении – это фундамент долгосрочных партнерских отношений. Поэтому контролируйте свой взгляд.

А помогут вам в этом следующие приемы:

  • Установите визуальный контакт в начале беседы.
  • Не надевайте солнцезащитные очки на деловую встречу. Ваш собеседник будет чувствовать себя неловко.
  • Не смотрите пристально на собеседника.
  • Следите за зрачками партнера. Расширенные зрачки свидетельствуют об удовлетворении беседой. И наоборот.
  • Взгляд исподлобья говорит о враждебности или подозрительности к вашим словам.
  • Припущенные веки сигнализируют о потере интереса к теме вашего выступления.


В процессе делового общения данные приемы установки контакта в деловом общении помогут скорректировать интонацию, темп, стиль речи и семантику выступления.

Искусство делового общения


В работе менеджера искусство делового общения занимает чуть ли не главную роль. Сказанные вовремя приятные слова привлекут к вам внимание слушателя. Такие слова называют комплиментами – небольшое преувеличение достоинств вашего собеседника. Овладеть искусством комплимента в деловом общении помогут следующие рекомендации:

  • Комплимент строится на реальном факте.
  • Комплимент должен отражать только достоинства человека. Краткость.
  • Не используйте в комплименте нравоучения и советы.
  • Говорите чаще комплименты. По сути, умелое использование комплимента в сложных ситуациях, это и есть искусство делового общения.

Чтобы информация была воспринята верно, советуем овладеть

методикой выступления:

  • Изучите состав аудитории.
  • Установите визуальный контакт.
  • Продумайте начало. Не стоит использовать в начале речи яркие высказывания, примеры, если середина выступления достаточно серая. Приберегите их на конец сообщения.
  • Обращайтесь к своим собеседникам в течение всего выступления. В зависимости от состава используйте следующие обращения: друзья, коллеги, соратники, сослуживцы.
  • Ваше выступление должно быть содержательно и доступно.
  • Проработайте невербальные средства общения. 90 % жестикуляции должно совершаться на уровне груди. Жесты ниже воспринимаются как неуверенность в себе. Используйте обе руки.
  • Лучший способ завершить выступление – вера в успех.


Овладение данной методикой невозможно без совершенствования устной речи. Культура речи – это основа искусства и техники делового общения руководителя. Заключается она в умении сознательно подбирать соответствующие ситуации языковые средства.

Избегайте таких ошибок в устной речи:

Орфоэпические: ударение, произношение.

Грамматические: неправильное построение предложений.

Лексические: неточное употребление слова.


Исключить данные ошибки поможет словарь. Сделайте его настольной книгой и заглядывайте в него почаще. А перед выступлением – обязательно!
Изложенные приемы и методы помогут руководителям и менеджерам устанавливать визуальный контакт, производить приятное впечатление, аргументированно излагать свою позицию и добиваться поставленной цели. А значит подняться еще на одну ступень в умении искусно вести деловые переговоры.