Искусство делового общения заключается в умении человека эффективно взаимодействовать с людьми. Большое значение придается навыкам делового общения и умению устанавливать контакт.
Важные навыки делового межличностного общения:
- Правильно начните разговор. Скажите добрые слова собеседнику. Поставьте себя на его место. Подумайте, что было бы вам интересно услышать на месте собеседника.
- Продумайте систему вопросов. Используйте открытые вопросы (Что?, Кто?, Зачем? Как?). Активно задавайте вопросы для уточнения позиции партнера.
- Адекватно реагируйте на замечания собеседника. Проявляйте спокойствие, терпение и уважение к партнеру. Подождите с ответом. Отвечайте кратко с акцентом на правильность позиции собеседника. На агрессивные замечания проявляйте больше такта.
- Найдите различные способы помочь собеседнику высказать свою точку зрения и установить контакт.
Перечисленные навыки межличностного делового общения в сочетании с психологическими приемами помогают собеседнику в процессе коммуникации принять ваше мнение.
Приемы общения
Приемы установки контакта в деловом общении снимают напряжение в процессе общения. Они вызывают симпатию у собеседника и повышают эффективность беседы.
Рекомендуется использовать такие приемы:
- Обращайтесь к человеку по имени – отчеству. Этикет не позволяет говорить о человеке в 3-ем лице (он, она) в его присутствии.
- Будьте доброжелательны. Улыбайтесь. Позитивные эмоции формируют доверие к вам.
- Проявите терпение к речи собеседника. По возможности не перебивайте.
- Проявляйте интерес к личной жизни своих подчиненных.
Данные манипулятивные приемы в деловом общении очень важны при установлении контакта с людьми. Ведь визуальный контакт в деловом общении – это фундамент долгосрочных партнерских отношений. Поэтому контролируйте свой взгляд.
А помогут вам в этом следующие приемы:
- Установите визуальный контакт в начале беседы.
- Не надевайте солнцезащитные очки на деловую встречу. Ваш собеседник будет чувствовать себя неловко.
- Не смотрите пристально на собеседника.
- Следите за зрачками партнера. Расширенные зрачки свидетельствуют об удовлетворении беседой. И наоборот.
- Взгляд исподлобья говорит о враждебности или подозрительности к вашим словам.
- Припущенные веки сигнализируют о потере интереса к теме вашего выступления.
В процессе делового общения данные приемы установки контакта в деловом общении помогут скорректировать интонацию, темп, стиль речи и семантику выступления.
Искусство делового общения
В работе менеджера искусство делового общения занимает чуть ли не главную роль. Сказанные вовремя приятные слова привлекут к вам внимание слушателя. Такие слова называют комплиментами – небольшое преувеличение достоинств вашего собеседника. Овладеть искусством комплимента в деловом общении помогут следующие рекомендации:
- Комплимент строится на реальном факте.
- Комплимент должен отражать только достоинства человека. Краткость.
- Не используйте в комплименте нравоучения и советы.
- Говорите чаще комплименты. По сути, умелое использование комплимента в сложных ситуациях, это и есть искусство делового общения.
Чтобы информация была воспринята верно, советуем овладеть
методикой выступления:
- Изучите состав аудитории.
- Установите визуальный контакт.
- Продумайте начало. Не стоит использовать в начале речи яркие высказывания, примеры, если середина выступления достаточно серая. Приберегите их на конец сообщения.
- Обращайтесь к своим собеседникам в течение всего выступления. В зависимости от состава используйте следующие обращения: друзья, коллеги, соратники, сослуживцы.
- Ваше выступление должно быть содержательно и доступно.
- Проработайте невербальные средства общения. 90 % жестикуляции должно совершаться на уровне груди. Жесты ниже воспринимаются как неуверенность в себе. Используйте обе руки.
- Лучший способ завершить выступление – вера в успех.
Овладение данной методикой невозможно без совершенствования устной речи. Культура речи – это основа искусства и техники делового общения руководителя. Заключается она в умении сознательно подбирать соответствующие ситуации языковые средства.
Избегайте таких ошибок в устной речи:
Орфоэпические: ударение, произношение.
Грамматические: неправильное построение предложений.
Лексические: неточное употребление слова.
Исключить данные ошибки поможет словарь. Сделайте его настольной книгой и заглядывайте в него почаще. А перед выступлением – обязательно!
Изложенные приемы и методы помогут руководителям и менеджерам устанавливать визуальный контакт, производить приятное впечатление, аргументированно излагать свою позицию и добиваться поставленной цели. А значит подняться еще на одну ступень в умении искусно вести деловые переговоры.