Трудовой коллектив — это вторая семья для человека. Ведь он проводит на работе восемь часов в сутки. Поэтому важно научиться выстраивать уважительные межличностные отношения в коллективе. Дружественный и сплоченный коллектив – это гарантия достижения высоких результатов.
Типы взаимоотношения в коллективе:
- «Невмешательство» — отсутствие заботы руководителя о подчиненных.
- «Теплая компания» — дружелюбная атмосфера на работе.
- «Задача» — установка на достижение цели с игнорированием потребностей работников.
- «Золотая середина» — отсутствие высоких требований к коллективу и результату деятельности.
- «Команда» – идеальное сочетание деловых и человеческих качеств.
На формирование гармонических отношений в коллективе влияет наличие общей цели. А также умение грамотно выстраивать диалог. Для этого избегайте следующие темы для разговоров:
- Личная жизнь.
- Дети.
- Руководство.
- Сплетни.
- Политические и религиозные вопросы.
- Физическое здоровье.
- Тайны и секреты.
Проявите интерес к событиям в профессиональной сфере, кино, выставкам, спорту и другим темам.
Межличностные отношения в коллективе психология делит на жесткие и мягкие. Начинайте выстраивать отношения в коллективе с позитива. Будьте открыты и доброжелательны. По ходу взаимодействия можете прибегнуть к жесткому подходу.
Психологические особенности человека влияют на его стиль межличностных отношений. Поэтому учитывайте стремление человека работать самостоятельно или в команде, дистанционно или на виду. Добивайтесь полного совпадения личных пожеланий сотрудников с интересами компании. Так вы сможете разрешить проблемы во взаимоотношениях.
Проблемы отношений в трудовом коллективе
В процессе делового общения воздержитесь от грубости. Сохранить деловой тон поможет соблюдение этических норм.
Этика взаимоотношений в трудовом коллективе предполагает следующее взаимодействие:
- Будьте вежливыми. Пожелайте доброго настроения. Отметьте новую стрижку. Поинтересуйтесь впечатлениями от отпуска.
- Найдите общие интересы с ближайшим окружением.
- Не переносите личностные качества на профессиональные.
- Постарайтесь решать конфликты внутри коллектива.
- Не сплетничайте и не верьте сплетням.
Данные рекомендации уберегут вас от нарушения границ. Предотвратить конфликты позволяет отсутствие в разговоре следующих фраз:
- «Я же тебе говорил». Данной фразой вы подчеркиваете превосходство над другим человеком.
- «Сделай это немедленно». Позвольте сотруднику закончить начатое дело.
- «Тебе это неинтересно». Человек волен сам выбирать, что ему интересно.
- «Если бы не …». Не стоит переносить ответственность за происходящее на других.
Неправильно подобранное слово может привести к проблеме.
Обозначим такие проблемы взаимоотношений в коллективе:
- Профнепригодность топ-менеджера. Заключается в неумении организовать коллектив. Мотивировать сотрудников к достижению высоких результатов.
- Некомпетентные работники.
- Неблагоприятная атмосфера в коллективе.
- Отсутствие четких целей. Сотрудник всегда должен видеть перспективу.
- Наличие противоборства в коллективе.
Чтобы выстроить конструктивные межличностные отношения среди сотрудников, руководителю следует знать особенности психологии взаимоотношений в коллективе.
Советуем придерживаться следующих правил:
- Помните, что каждый член вашей команды – индивидуальность. Направьте талант каждого из них в нужное направление – генератор идей, аналитик, систематизатор, исполнитель, арбитр.
- Заботьтесь о своих сотрудниках.
- Стремитесь к балансу отдыха и работы.
- Не скупитесь на добрые слова.
- В основе личностного роста лежит конструктивная критика. Оценивайте действия, а не личностные качества. Позитивная критика приводит к решению, а не уничтожению собеседника.
- Хвалите на людях. Делайте замечания лично.
- Четко формулируйте цели и ожидания от работника.
Данные правила помогут выстроить психологически правильные межличностные отношения в трудовом коллективе.
Как строить межличностные отношения в трудовом коллективе
Взаимоотношение в коллективе – серьезная задача для руководителя. Ведь правильные межличностные отношения во многом зависят от его действий. Поэтому рекомендуем следующее:
- Искать и мотивировать талантливых сотрудников.
- Формировать команды из сотрудников для поиска самобытных решений.
- Устанавливать конкретные сроки.
- Отдавать предпочтение методам убеждения и стимулирования.
- Быть терпеливым к ошибкам и промахам сотрудников.
- Привлекайте психологов для работы по сплочению трудового коллектива.
- Отрегулируйте порядок продвижения по карьерной лестнице. Человек должен получать повышение за реальные заслуги.
Построению конструктивных взаимоотношений в коллективе помогает психологический прием «два перегиба». Если руководитель обвиняет вас в пассивности, проявите инициативу. Предложите различные варианты решения. Но не стоит злоупотреблять данной техникой. Лучше выбрать золотую середину во взаимоотношениях.
Помните, что построить правильные межличностные отношения в коллективе можно при условии постоянной работы над собой. Придерживайтесь данных рекомендаций. Пополняйте свой багаж знаний изучением психологической литературы.