Буллинг (bullying, bully – терроризировать) — довольно распространенное явление, подтверждающее свою актуальность в современном обществе. Это систематический физический или психологический прессинг человека, которое осуществляется одним агрессором или группой людей, и происходит в рамках замкнутой общественной группы. Характерная особенность буллинга — такое явление всегда носит преднамеренный, агрессивный характер. Силы между жертвой и агрессором распределяются неравномерно. Агрессор всегда доминирует над жертвой. Давайте более подробно разберемся в сути буллинга — что это такое, его причины, формы проявления, последствия, как действовать родителям и учителям, если стал известен факт травли.
Оглавление
Что такое буллинг
Если говорить простым языком, значение слова буллинг — террор, он бывает физическим, психологическим и предполагает насилие, избиение, одним хулиганом или группой людей. Основные характеристики такого поведения:
- злой умысел агрессора и жесткое отношение к жертве;
- неравное распределение сил.
Важно! Раньше ребенок мог спрятаться от буллинга и преследования дома, но в современном мире при наличии информационных технологий такой возможности нет.
В России проблема травли существует еще со времен Советского Союза. Яркий пример буллинга в школе – фильм «Чучело», снятый в 1984 году. Если раньше о такой проблеме не принято было говорить, то сегодня факты травли всплывают достаточно часто.
Термин «буллинг» появился в прошлом веке, но широкое распространение он получил лишь недавно благодаря психологу из Норвегии Дану Ольвеусу. Профессор проводил исследования в школах Швеции, Норвегии и результаты оказались неутешительными:
- 15% школьников регулярно испытывают на себе проявления агрессии;
- 9% детей называют себя жертвами;
- 7% школьников позиционируют себя как агрессор;
- 2% детей считают себя и жертвами, и агрессорами.
Интересный факт! Среди взрослых также присутствуют факты травли и бойкота, но называются они моббинг.
Виды буллинга
Вербальный буллинг
Что собой представляет: издевательство посредством грубых слов, угроз, оскорбительных комментариев относительно внешнего вида, религии, инвалидности.
Признаки: дети-жертвы замыкаются в себе, дома ведут себя агрессивно, капризничают, отказываются кушать. Интересуются у взрослых – правда ли то, что про них говорят в школе.
Как поступить: на своем примере показывайте ребенку, что каждый человек достоин уважения и хорошего отношения, хвалите друзей ребенка, уважительно отзывайтесь об учителях, учите ребенка ценить себя, развивайте в нем чувство собственного достоинства, продумайте вместе с ребенком слова, которые можно сказать обидчику, например, — твои слова неприятные, отстань от меня.
Физический буллинг
Что собой представляет: запугивание с помощью физического воздействия – пинки, подножки, удары, точки, любые прикосновения, которые неприятны человеку.
Признаки: в большинстве случаев дети не признаются о таких случаях, поэтому задача родителей – следить за косвенными признаками, например, должны насторожить внезапно появившиеся синяки, ссадины, царапины, жалобы на головную боль, порванная одежда.
Как поступить: при малейших подозрениях в физическом буллинге необходимо попытаться осторожно разговорить ребенка, выяснить – высказывался ли кто-либо в оскорбительной форме в его адрес, сдерживайте эмоции и убедите ребенка в том, что связь с родителями и учителями очень важна, не обращайтесь к родителям агрессора, лучше привлеките правоохранительные органы.
Социальный буллинг
Что собой представляет: самый распространенный пример – бойкот, когда ребенка намеренно не пускают в социальную группу для совместной деятельности.
Признаки: насторожить должно резкое изменение в настроении ребенка – он не хочет идти в школу, общаться со сверстниками, стремится остаться один, последствия такого буллинга переносятся гораздо тяжелее, стресс длится намного дольше, чем от физического насилия.
Как поступить: старайтесь говорить с ребенком каждый вечер, интересуйтесь – как прошел день, учите замечать хорошее, убедите в том, что есть люди, которые их любят, прививайте любовь к спорту, музыке, искусству, привлекайте к внешкольным мероприятиям.
Кибербуллинг
Что собой представляет: агрессивное поведение, троллинг и насилие в социальных сетях, по электронной почте.
Признаки: обратите внимание – сколько времени ребенок проводить в сети Интернет, в каком настроении он после этого находится, наблюдайте – как ребенок спит, хочет ли ходить в школу или просится остаться дома.
Как поступить: обязательно установите правила пользования Интернетом, отслеживайте – какие сайты посещает ребенок, расскажите ребенку, что будете контролировать его пребывание в социальных сетях, объясните, что реагировать на кибербуллинг не нужно, как и провоцировать агрессора, следует сообщить родителям о таких фактах, о запугивании или интимных сообщениях лучше сообщить в правоохранительные органы.
Причины буллинга
Психологи выделяют ряд факторов, которые способствуют процветанию травли. Чаще всего такому явлению способствуют особенности воспитания в семье, а также сформированный микроклимат в школе. Довольно распространенная ситуация, когда процветанию травли способствует поведение преподавательского состава.
Как учителя участвуют в буллинге:
- унижают, оскорбляют ученика;
- позволяют себе саркастические высказывания относительно внешнего вида ученика;
- используют нецензурные слова.
Если в классе есть четко обозначенный лидер, это может спровоцировать буллинг. Часто преподаватели не хотят вмешиваться в конфликт и принимать на себя ответственность за события в классе.
Основные факторы, которые могут спровоцировать травлю в школе:
- недостаточный уровень воспитания ребенка;
- заниженная самооценка;
- чрезмерная импульсивность;
- употребление алкоголя и наркотиков, увлечение компьютерными играми;
- отсутствие инстинкта самосохранения;
- стремление доминировать над другими детьми;
- плохая успеваемость;
- сложности в семье – появление мачехи или отчима, второго ребенка;
- высокие требования к успеваемости со стороны родителей;
- гиперопека со стороны родителей;
- ранняя судимость, ранний сексуальный опыт.
Важно! За буллингом, как правило, агрессор пытается скрыть свою неполноценность.
Основные мотивы травли – зависть, неприязнь, месть, самоутверждение за счет более слабого человека, желание всегда находиться в центре внимания, желание удивить, выплеснуть энергию, запугать человека, который вызывает негативные эмоции.
Стороны буллинга
В подобной ситуации всегда принимают участие несколько сторон. Прежде всего, это непосредственные участники травли – жертва и агрессор, также есть наблюдатели, которые в свою очередь могут быть пассивными наблюдателям или защитниками.
Жертва
Поводы для травли могут быть совершенно разными, но как правило, нападкам подвергают дети:
- которые имеют физические недостатки (определенные особенности развития);
- стеснительные, замкнутые, у которых занижена самооценка;
- которые имеют нестандартную внешность;
- с проблемами в успеваемости, недостаточно высоким интеллектом;
- «любимчики» преподавателя, изгои.
Важно! Всех жертв объединяет неспособность противостоять агрессору и достойно дать отпор.
Агрессор
В категорию потенциальных буллеров входят люди, которые:
- имеют низкую самооценку и хотят повысить ее за счет более слабых;
- стремятся к постоянному вниманию;
- агрессивные, любят манипулировать;
- сталкиваются с проблемами в семье.
Важно! Буллером может стать ребенок из неблагополучной семьи, а также из успешной и внешне благополучной семьи.
Наблюдатели
Самая обширная категория участников конфликта. Наблюдатели – ученики, учителя, которые невольно или осознанно оказываются втянутыми в ситуацию. Относительно наблюдателей бывает несколько вариантов развития событий:
- наблюдатели – пассивные зрители – не вмешиваются в конфликт и не занимают ничью сторону;
- наблюдатели – одобряющие действие агрессора – с большой долей вероятности спустя некоторое время эти дети присоединяться к агрессору;
- наблюдатели – сопереживающие жертве и защищающие ее – такие дети сами рискуют стать жертвой, но активно защищают ребенка, который подвергается нападкам.
Травля детей и взрослых – отличия
Главное отличие в детском и взрослом буллинге – взрослые имеют больше опыта. При чем это касается как агрессора, который во взрослом возрасте лучше знает – как найти болевые точки и сильнее унизить, так и жертвы, которая знает, как реагировать на оскорбления и вести себя в сложных ситуациях.
Полезно знать! Ребенок, который впервые подвергается буллингу, более уязвим, чем взрослый.
Взрослые лучше знают – как поступить в случае агрессии и травли, как не терпеть унижения. Необходимо понимать, что необходимое условие для травли – общественная среда, которую невозможно покинуть, у детей таких пространств гораздо больше.
Кибербуллинг происходит в каком-то смысле в ограниченном пространстве, поскольку ребенок видит, например, свои фотографии непристойного содержания, и никак не может это изменить.
Поскольку дети не имеют возможности покинуть общественную группу, задача родителей и учителей влиять на такие ситуации, пресекать их, не допускать травли.
Последствия буллинга
Травля имеет достаточно серьезные, а иногда и необратимые последствия для всех участников конфликта. Жертвы становятся более возбудимыми, подвержены стрессам, депрессии, отказываются ходить в школу. Как правило, такие дети не верят другим людям, становятся замкнутыми.
Буллинг – стрессовая ситуация для всех учеников в классе, поскольку каждый ребенок начинает думать, что аналогичная ситуация может повториться и с ним. Травля истощает детскую психику, отвлекает от учебы, замедляет развитие.
Важно! Последствия буллинга проявляются также в продолжительном сроке психологического и физического восстановления. Для каждого ребенка восстановительный период длится по-разному, в большинстве случаев потребуется помощь психолога.
Взрослые, пережившие буллинг
У взрослых, которые в школе стали жертвами травли и нападков, хуже развита мотивация, они менее эмоциональные, критично относятся к себе. Для таких взрослых характерна тревожность, подверженность стрессам, а также повышается риск развития психических заболеваний.
Буллинг в школе
Факты буллинга чаще фиксируются в детских коллективах, а именно, в школе. Отчасти это происходит потому, что дети не всегда понимают последствия своих действий, прежде всего, из-за плохого воспитания. Если предотвратить агрессию в коллективе детей, в будущем можно избежать серьезных последствий, вот почему психологи уделяют особое внимание проблеме травли именно в школах. Например, в некоторых странах у входа в учебное заведение висит объявление, которое запрещает обзываться, унижать детей. Эти правила принимает вся школа – ученики, родители, педагоги.
Если в школе не ввести такие правила, агрессивные дети сами установят свои собственные правила, а это означает травлю других детей. Кроме этого, психологи рекомендуют родителям и учителям проводить совместные с детьми тематические мероприятия.
Важно! Родителям ни в коем случае нельзя обвинять ребенка во лжи, говорить, что он сам виноват и должен самостоятельно разобраться в проблеме. Ребенок не должен оставаться один на один со своей проблемой.
Кто участвует в школьном буллинге
Главная особенность современного буллинга заключается в том, что основные его участники – пользователи социальных сетей, блогеры, то есть, люди, которые много времени проводит в Интернете. Сегодня под вымышленным ником можно написать любому человеку самые неприятные вещи. Подростки этим пользуются, они уверены в собственной безнаказанности, в результате в сети Интернет появляются оскорбительные посты, фото, неприличные видео.
Еще один факт, на который обращают внимание психологи, — участие в травле девочек. Если раньше агрессорами были преимущественно мальчики, сегодня девочки также активные участницы агрессивных нападок.
К сожалению, в роли жертвы могут оказаться и учителя, дети-агрессоры часто переносят свои негативные эмоции на преподавателя, могут оскорбить его прямо на уроке, плюнуть в него, ударить.
Кто становится жертвой буллинга в школе
В младшей школе чаще всего случаются факты прямого прессинга, когда ребенка дразнят, бьют, умышленно портят вещи, сплетничают, объявляют бойкот. В старшей школе используются более жестокие методы травли – комментарии с сексуальным подтекстом, жесткие прозвища, угрозы, неприличные жесты.
Важно! Пик травли приходится на переход ребенка из средней школы в старшую.
В этот период мальчики чаще девочек принимают участие в таких конфликтах, при этом они становятся не только агрессорами, но и жертвами. В адрес мальчиков и девочек применяют разные формы травли. У мальчиков отбирают деньги, им угрожают физической расправой, заставляют что-то делать. А вот девочки зачастую становятся жертвами сплетен, непристойных комментариев.
Жертвы, как правило, чувствительные, тревожные, физически слабые, с заниженной самооценкой. У таких детей мало друзей, они больше времени проводят со взрослыми. Предпосылкой для травли может стать замкнутость ребенка, его неумение общаться со сверстниками.
В группу риска также входят дети с лишним весом, эпилепсией, диабетом, сложностями в обучении.
Полезно знать! Почти 85% подростков с нетрадиционными сексуальными предпочтениями подвергаются травле.
Часто после травли у ребенка появляются проблемы со здоровьем, снижается успеваемость, жертва жалуется на головные боли, возможны попытки суицида.
Кто такой буллер
Типичный агрессор или преследователь – это ребенок импульсивный, склонный самоутверждаться за счет более слабых. Такие дети нарочито открыто демонстрируют грубость, не проявляют сострадание, не подчиняются никаким правилам. Они кажутся одиночками, которым не хватает социальных навыков, но это ошибочное мнение. Зачастую такие дети находятся достаточно высоко относительно социальной лестницы, у них много сообщников. Кроме этого, такие дети обладают отлично развитым эмоциональным интеллектом, быстро и четко распознают эмоции других детей, это позволяет им управлять окружающими и даже взрослыми.
Важно! Основная причина буллинга – потребность во власти, желание получить вознаграждение, подкрепить свой социальный статус. Как следствие – у детей снижается успеваемость, начинаются прогулы, чаще случаются драки, случаи воровства, употребление наркотиков, алкоголя.
Статистика показывает, что 3% детей совмещают роль агрессора и жертвы. Они одновременно ведут себя агрессивно и при этом провоцируют других детей на агрессию. Их характеристики – гиперактивность, неуклюжесть, невысокий уровень самоконтроля, неспособность сосредоточиться на учебе, вспыльчивость.
Что делать, ели ребенок стал жертвой буллинга
Родители должны понимать, что далеко не каждый ребенок может найти в себе силы рассказать родителям о происходящем в школе. Чем старше ребенок, тем сложнее ему поговорить со взрослыми откровенно и открыто.
Искренне проявляйте интерес к делам ребенка, но не переусердствуйте, он не должен ощущать гиперопеку. Если появились подозрения относительно неправильного поведения по отношению к вашему ребенку, посетите школу и поговорите с учителями, проясните ситуацию. Понаблюдайте за ребенком – как он ведет себя на праздниках, в общении с друзьями, проявляет инициативу или замкнутый. Если вы заметили какие-то отклонения, обратитесь к психологу.
Как распознать буллинг и чем он опасен
Для буллинга есть характерные симптомы, их ни в коем случае нельзя игнорировать, поскольку в будущем они могут трансформироваться в серьезные психологические проблемы:
- ребенок отказывается идти в школу, ищет любую причину, чтобы прогулять;
- из школы приходить в плохом, подавленном состоянии;
- плачет без причины на это;
- отказывается говорить об одноклассниках, событиях в школе;
- теряется, когда нужно кому-то позвонить, чтобы узнать уроки;
- ребенок выглядит одиноким, не посещает дни рождения других детей, вечеринки.
Для выявления буллинга в школе используют Опросник Д. Олвеуса «Буллинг». Скачать тест
Важно! Особого внимания заслуживают симптомы, связанные с ухудшением здоровья, — головная боль, отсутствие аппетита, депрессия, нарушения сна, резкие смены настроения.
Как бороться с буллингом. Советы психолога
- Попытаться понять настоящую причину происходящих перемен с ребенком.
- Убедиться, что факты буллинга действительно имеют место быть.
- Обязательно сообщить учителю и психологу о фактах травли и вместе с ними найти решение проблемы.
- После сильного стресса позволить ребенку не ходить в школу 1-2 дня.
- При необходимости сменить класс или школу.
- Если у ребенка проявляется посттравматический стрессовый синдром, потребуется помощь психолога.
- Нельзя игнорировать настроение ребенка и пускать ситуацию на самотек, поддержите ребенка, похвалите за то, что он сказал правду и не скрыл ее.
Что делать родителям
Как было отмечено ранее, в качестве жертвы часто выбирают детей застенчивых, чувствительных, которых легко вывести из себя, обидеть, задеть. Конечно, родители не могут научить ребенка чего-то не чувствовать, но можно научить его не показывать истинные чувства в ситуациях, когда это нужно.
Объясните ребенку, что существует язык тела, именно на это обращают внимание окружающие. Нужно держать спину прямо, ходить уверенно, спокойно – это производит впечатление решительного человека, который уверен в себе и своих поступках. Объясните ребенку, что нельзя опускать взгляд во время общения, не скрещивать руки и не держать их в карманах, исключить заискивающий тон.
Помогите обрести ребенку уверенность в том, что он талантливый, способный, интересный. В этом случае он не так легко поверит агрессору и нападкам. Отдайте ребенка в спортивную секцию, на творческие курсы, подберите для него хобби, которое его заинтересует, отвлечет. Обязательно хвалите его за успехи, формируйте у ребенка здоровую самооценку.
Важно! Объясните ребенку правила хорошего поведения. Поясните, что не стоит жадничать, хвастаться, шутить над кем-то, быть замкнутым, открыто демонстрировать превосходство. А в интернете запрещено делиться с кем-либо персональными данными. Используйте настройки безопасности для выхода в Интернет, чтобы ребенку могли писать только друзья.
Важно! Всячески давайте понять ребенку, что вы на его стороне, вы его поддерживаете, сопереживаете и готовы вместе с ним пройти эту ситуацию.
Что делать учителю
Прежде всего, нельзя игнорировать такую ситуацию, к ней необходимо отнестись особенно внимательно. Психологи рекомендуют поступить следующим образом.
- Обязательно поговорите с детьми, объясните, что травля – это недостойно и недопустимо, расскажите, что испытывают жертвы, ни в коем случае не вступайте в пререкания с агрессором, максимально честно ответьте на все вопросы.
- Аналогичную беседу проведите с родителями. Донесите до них важность ситуации, ведь сами дети вряд ли расскажут взрослым о том, что происходит.
- Привлеките школьного психолога – он обязательно должен знать о происходящем. Он может помочь справиться с ситуацией.
- Поставьте в известность администрацию школы.
- Учитель в школе должен стать другом для ребенка, поскольку дома его поддерживают родители, а в школе такой защитой должен стать педагог. Это добавит уверенности ребенку.
Профилактика буллинга в школе
В процесс профилактики должны быть вовлечены все – от директора школы до классного руководителя.
Администрация школы должна принять антибуллинговую политику, регулярно проводить педсоветы, направленные на профилактику травли, доносить информацию до родителей.
Классный руководитель должен внимательно следить за коллективом, отслеживать группировки, уделять внимание изгоям, «белыми воронам». Общаться с другими учителями, которые обучают детей, чтобы своевременно заметить изменения. Необходимо беседовать с родителями и проводить работу с детьми.
Возможные мероприятия по буллингу:
- тематические классные часы;
- создание различных кружков, студий, куда могли бы прийти дети с разными увлечениями;
- развлекательные мероприятия – КВН, квесты, конкурсы, выставки;
- участие в благотворительных акциях;
- тематические задания – написания сочинений, эссе, изложений;
- участие в театрализованных постановках;
- психологические тренинги.
Важно! Каждое мероприятие должно быть направлено на искоренение такого явления, как буллинг, должно развивать у детей ответственность за свои поступки, а также социальную, коммуникативную зрелость.
При формировании плана профилактических мероприятий, прежде всего, нужно учитывать возраст детей. Ученикам младших классов лучше показать мультики «Гадкий утенок» или «Дамбо», а для учащихся средних классов подойдет фильм «Чучело» или «Чарли шоколадная фабрика».
К профилактическим мероприятиям обязательно нужно привлекать родителей, поскольку при всех усилиях решить вопрос в одиночку не получится. Наибольшей эффективностью такие мероприятия отличаются в младшей школе – в этом возрасте родители первыми замечают малейшие изменения в поведении ребенка, а дети в свою очередь доверяют маме и папе. А вот подростки склонны доверять своим сверстникам и делиться с ними самым сокровенным.
Что делать ребенку
Психологи дают конкретные рекомендации подросткам, которые оказались в непростой ситуации.
- Игнорируйте агрессора, иногда это срабатывает – обидчик переключается на другого человека.
- Найдите друзей – в численности ваше превосходство, общайтесь только с теми, с кем вам комфортно. Проводите больше времени именно с ними, во время обедов, на переменках.
- Знакомьтесь с новыми людьми, с которыми у вас схожие интересы. Расширяйте круг общения.
- Не бойтесь говорить о проблеме – расскажите о ней друзьям, родителям, психологу. Так гораздо проще бороться с трудностями, страхом, отчаянием, а также контролировать эмоции.
- Учитесь постоять за себя, старайтесь не давать себя в обиду. Как правило, агрессор выбирает в жертву человека, который не в состоянии дать отпор. Подготовьте несколько моделей поведения на случай, когда на вас будут нападать.
- Любое авторитетное лицо, которому вы доверяете, должно вмешаться и быть в курсе ситуации.
Учитесь уверенности в себе, это отпугивает агрессоров, которые всегда хотят самоутвердиться за счет более слабых. Не думайте, что единственная причина издевательств – вы сами. Часто на такое поведение агрессоров толкают проблемы в семье и таким образом они снимают эмоциональное напряжение.
Что делать, если твой ребенок буллер
Ребенок-буллер – это серьезная психологическая проблема не только для окружающих, но и для родителей этого ребенка. Прежде всего, нужно понять – откуда взялась такая агрессия, с чем связано такое поведение. Это может быть влияние грубой, жестокой модели поведения в семье, друзей, информационного поля. Если родители грубо выражаются, могут ударить животное, ребенок повторяет это поведение, для него это норма. Если так поступают родители, которые для него авторитет, значит, также может поступить и он.
Начните с формирования здорового микроклимата дома, больше позитива, доброжелательности, решайте конфликты мягко. Покажите ребенку на собственном примере – как нужно поступать в конфликтных ситуациях, общаться.
Важно! Убедитесь, что друзья оказывают на ребенка только положительное влияние, не заставляют его совершать плохие поступки.
Приглашайте друзей ребенка чаще в гости, наблюдайте за ними, но делайте это ненавязчиво, слушайте, какие темы они обсуждают, о чем говорят, как выражают мысли. Отслеживайте, какие сериалы и мультфильмы смотрит ребенок, какие книги читает, в каких социальных сетях бывает. Направьте агрессию ребенка в мирное русло – найдите для него хобби, спортивное увлечение, чаще гуляйте с ним, предлагайте успокаивающие занятия. Организуйте в доме место, где ребенок сможет побыть один и отдохнуть или может быть выплеснуть энергию.
Если стал известен факт буллинга со стороны вашего ребенка, сразу пресеките это, выскажите свою четкую позицию, что вы не одобряете этого. От родителей должен поступить однозначный сигнал – насилие недопустимо.
Особенности современного буллинга
К сожалению, буллинг в современном мире – явление распространенное. И в данной ситуации важно понимать – с чем мы имеем дело. Когда речь идет о травле, необходимо быть терпеливым, корректным. Современные дети не нуждаются в чрезмерной опеке, но при этом их нельзя оставлять совершенно без присмотра. Современные дети более активные, быстрее развиваются, много знают, конфликтные ситуации они решают по-разному, поэтому не стоит каждую ссадину или синяк воспринимать в штыки и уж тем более, пытаться поговорить с родителями вероятного обидчика. Вероятно, стычка имела разовый характер, тогда сложностей и трудностей нет. Постарайтесь быть в курсе событий и следите за развитием событий, если ситуация с синяками и ссадинами повторяется, конечно, нужно разбираться.
Главная особенности современного буллинга заключается в том, что подростки проводят много времени в соцетях. Здесь дети могут записать любое видео, написать любое сообщение и распространить в сети Интернет. Дети до 14 лет выделяются особой жесткостью, их не пугает уголовная ответственность, поэтому мало кто из агрессоров признает свою вину.
Особенности современного буллинга:
- в средних, а также старших классах часто встречаются факты косвенного буллинга;
- девочки больше подвергаются сплетням, жестоким высказываниям, а в отношении мальчиков чаще используется физическое насилие, кража вещей;
- почти 90% детей сталкивается с проявлением буллинга, почти половина этих людей – «хамелеоны»;
- чаще в травлю вовлечены девочки, чем мальчики.
Травля в сети
В современном мире распространен кибербуллинг – давление и причинение вреда посредством цифровых технологий. В социальных сетях, через мессенджеры, мобильные приложения, игровые платформы рассылаются ложные сведения, фото и видео с непристойным содержанием, оскорбления. При этом одноклассники могут использовать одновременно травлю в реальной жизни и кибербуллинг.
Важно! Травля в сети Интернет может оказаться полезной, когда нужно собрать доказательства буллинга – в Интернете всегда остается цифровой след.
В социальных сетях избавьтесь от нежелательных сообщений с помощью специальных настроек, блокируйте агрессоров, не публикуйте в открытом доступе персональные данные. Обязательно обращайтесь за помощью к родителям, учителям, психологам.
Чем плох и хорош буллинг
На первый взгляд, в этой ситуации нет ничего хорошего. Человек подвергается психологическому и физическому насилию. Но также ребенок или подросток, переживший травлю, при своевременно оказанной помощи и поддержке взрослых, становится сильнее эмоционально, может противостоять нападкам во взрослом возрасте. Однако, по мнению, психологов, все же лучше предотвратить факт травли, чем потом устранять его последствия.
Буллинг и ответственность
Сложнее всего привлечь к ответственности детей младше 14 лет, в этом случае ответственность возлагается на родителей. После 14 лет для агрессора наступает криминальная ответственность, но лишь по некоторым статьям Уголовного кодекса. А вот с 16 лет ребенка можно привлечь к ответственности в полной мере. Главное – обратиться за помощью к юристу и собрать доказательную базу, которая сможет остановить негативные действия.